Чуть ли не единственной возможностью
обеспечить безопасность при перевозке ценных грузов и особо важных
персон (VIP) в условиях ограниченного бюджетного финансирования
является увеличение степени технической оснащенности подразделений
МВД и служб безопасности негосударственных организаций. Причем
максимальный эффект могут дать только взаимосвязанные технические
решения.
Примером такого решения может стать внедренный в УВД г. Перми
комплекс технических средств "Безопасность". Помимо
своего основного предназначения -- обеспечение безопасности жителей
мегаполисов– комплекс получил широкое применение при перевозках
ценных грузов и VIP-персон. Специально для этого в комплекс была
включена система "Сигнал", построенная на базе GPS.
Оперативная связь с инкассаторскими броневиками и автомобилями
VIP-персон осуществляется посредством цифровой радиосети, а вся
информация стекается в специализированные диспетчерские центры,
также входящие в комплекс "Безопасность".
Система оперативного управления транспортом
"Сигнал"
Система "Сигнал" предназначена для организации оперативного
управления транспортом по радиоканалу: определение местоположения
транспортного средства и его отображение на электронной карте
региона, передача сигналов тревоги и телеметрической информации,
запись информации о маршрутах следования транспортных средств
и речевая связь с экипажами. Система может применяться для обеспечения
безопасных перевозок пассажиров, ценных или особо опасных грузов.
Дополнительно система может решать задачи определения местоположения
угнанных автомобилей и безопасного перемещения особо важных персон.
Для определения местоположения используется спутниковая система
NAVSTAR GPS, которая позволяет в любом месте Земли и в любое время
определять точное время, координаты, направление движения и скорость
подвижных объектов (ПО). "Сигнал" обеспечивает отображение
местоположения ПО на экране компьютера диспетчерского центра на
электронной карте города в реальном масштабе времени.
ПО оборудован радиостанцией Motorola, бортовым контроллером
АРКО-1200 и навигационным GPS-приемником. Бортовой контроллер
получает навигационные данные от GPS-приемника и отправляет их
в радиосеть. Для ускорения мониторинга применяется процедура регистрации
в системе активных ПО. В случае нажатия тревожной кнопки контроллер
отправляет данные немедленно.
Экипаж может проводить голосовые переговоры с диспетчером службы
безопасности или с дежурным УВД посредством радиостанции с помощью
обычных манипуляций. Передача навигационных данных осуществляется
по служебному цифровому каналу в заранее определенные интервалы
времени. За счет малого времени переключения между голосовым и
цифровым каналами нет потери качества речевой связи. Система может
работать в режиме передачи координат постоянно или только во время
движения ПО. Опционально предусмотрено запоминание нескольких
адресных или циркулярных речевых сообщений (до 15 мин. речи) в
автоматическом режиме с возможностью дальнейшего прослушивания.
Возможно подключение выносного дисплея и клавиатуры для запроса
и отображения алфавитно-цифровых сообщений (до 1 Мб).
Бортовые комплекты на базе радиостанций Motorola GM350, GM360,
Alinco DR-135
Для дополнительной защиты инкассаторы или VIP-персоны могут быть
снабжены радиобрелоками личной безопасности. Сигнал тревоги от
брелока передается на дополнительный приемник, установленный в
транспортном средстве, а в дальнейшем ретранслируется в диспетчерские
центры службы безопасности и УВД. Дальность действия радиобрелока
в условиях городской и промышленной застройки достигает 500 м.
И, наконец, в самом простом варианте бортовые комплекты могут
быть реализованы в виде "черного ящика". Маршрут следования
ПО и параметры бортовых датчиков (например, состояние замков сейфа)
запоминаются в памяти контроллера с возможностью дальнейшего переноса
в компьютер и анализа пройденных маршрутов. Длительность записи
составляет один месяц.
Диспетчерский центр службы безопасности
В многоканальный диспетчерский центр стекается вся оперативная
информация. В диапазоне F1 поступает информация о местоположении
и сигналы тревоги ПО. В диапазоне F2 диспетчерский центр получает
информацию от других ретрансляторов радиосети верхнего уровня.
GSM-канал диспетчерского центра обеспечивает прием сигналов
местоположения и сигналов тревоги от охраняемых VIP, сотрудников
оперативных служб при выполнении ОРМ и ОПМ. Кроме того, по этому
каналу поступают сигналы тревоги от угнанных автомобилей и производится
их принудительная остановка.
Подсистема отображения полученной информации включает в себя
несколько компьютеров, объединенных в локальную сеть. Каждое автоматизированное
рабочее место позволяет просматривать визуальную информацию и
решать оперативные задачи в заданной предметной области, например,
при:
- контроле местоположения транспортных средств для перевозки
ценных и опасных грузов
- сопровождении VIP
- угоне транспорта и т.д.
Обобщенная информация выводится с помощью мультимедиа проектора
на видеостену. Таким образом, каждый оператор диспетчерского центра,
решая свою локальную задачу, получает дополнительные данные по
общей оперативной обстановке. Любая информация, циркулирующая
в системе, может быть отображена в обобщенном виде на мониторах
руководителей предприятия.
Эффективная система автоматического оповещения (по каналам GSM)
о характере и месте совершения правонарушения позволяет значительно
сократить время начала проведения оперативных мероприятий.
Комплекс технических средств "Безопасность", включающий
систему "Сигнал", был разработан и внедрен КБ "Хитон"
в непосредственном взаимодействии с Эксплуатационно-техническим
центром УВД г. Перми.
В течение 2001-2003 годов в работе комплекса были внедрены:
- диспетчерский центр УВД г. Перми
- 2 цифровых ретранслятора радиосети
- 35 пунктов вызова милиции с пеленгаторами угнанных машин
- 115 патрульных машин ППСМ и ДПС
- 15 машин инкассации и диспетчерский центр службы безопасности
Сбербанка России
- 2 комплекта оборудования видеоконтроля перекрестков.
Интересен опыт интеграции в составе комплекса 15 инкассаторских
автомобилей Западно-Уральского банка Сберегательного банка России.
Бортовые комплекты реализованы на базе недорогих радиостанций
Alinco-DR135. Диспетчерская связь экипажей происходит на выделенных
частотах банка, а передача навигационных отметок на диспетчерский
центр банка осуществляется с помощью радиосети УВД. Таким образом,
широкие технические возможности системы "Сигнал", в
частности, значительная зона радиопокрытия, могут быть использованы
для обеспечения безопасности транспорта сторонних организаций,
не имеющих своих значительных частотных ресурсов. Кроме того,
при нажатии тревожной кнопки в машине инкассаторов ее местоположение
и маршрут становятся видны в диспетчерском центре УВД. Экипаж
может передать экстренное сообщение дежурному УВД. Вступает в
действие план совместных мероприятий банка и милиции.
Опыт эксплуатации комплекса "Безопасность" показал
значительно возросшую эффективность управления мобильными нарядами
милиции и увеличение безопасности перевозок ценных грузов.
|